Комментарии участников III Всероссийского съезда сельских учителей

Ольга Васильева, Министр образования и науки Российской Федерации:

- В России самое большое количество школ – в сельской местности, и учитель там не просто учитель. Это человек, который работает в социокультурном центре села. И поэтому там есть свои особенности, свои сложности, свои радости и свои трудности.

И сегодня мы собрались на съезд уже третий раз для того, чтобы поговорить о тех проблемах, которые сегодня существуют в сельской школе, о тех проблемах, которые требуют решения, о тех позитивных вещах, которые есть, – то есть о жизни школы в сельской местности.

 

Вячеслав Никонов, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию:

- Сельские школы – одна из основ нашего государства, потому что если живет школа – живет село, живет село – живет Россия. Село продолжает кормить нашу страну, оно также является кузницей кадров. Очень многие выдающиеся государственные и политические деятели, конструкторы, актеры, представители всех профессий вышли именно из сельских школ.

Очень важно, чтобы сельские школы могли давать образование на том же уровне, на каком дается образование во всех других школах, чтобы это различие исчезало, чтобы дети, оканчивающие сельские школы, могли остаться на селе, могли выбрать для себя лучшие высшие учебные заведения нашей страны. 

 

 Алена Аршинова, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию:

- Зачем проводится этот форум уже третий раз? Именно для того, чтобы голос учителя, работающего на селе, был услышан, чтобы были озвучены проблемы, с которыми сталкиваются сельские учителя. В настоящий момент весьма актуальна проблема неравных возможностей. Надо признать, что инфраструктура пока, к сожалению, оставляет желать лучшего. Конечно, сегодня делается очень много: в селах построены детские сады, активно идет строительство школ, но предстоит еще много работы.

Во-первых, нужно рассмотреть возможность пересмотра фонда оплаты труда педагогов. Преподаватели на селе постоянно интересуются, почему зарплаты между селом и городом отличаются. Существует ряд вопросов по инклюзивному образованию, по повышению квалификации учителей и по качеству образования. Поэтому наша задача - передать все предложения сельских  учителей  тем, кто будет заниматься бюджетом Российской Федерации, с тем, чтобы сохранить программы, направленные на поддержку сельских школ, расширить их и предусмотреть новые. 

 

Анзор Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

- Съезд – это площадка, где можно услышать преподавателей и учителей, после чего разрабатывать определенные механизмы на федеральном уровне. Страна у нас большая, условия, начиная от географических, совершенно разные. Поэтому бывает тяжело выработать единую модель. И именно такие съезды позволяют нам принимать правильные решения, которые устроят учителей и дальнего севера, и южных районов.

В Чувашии уровень образования очень высокий. Проблемы, которые встречаются во многих регионах Российской Федерации, здесь практически решены. У вас, в том числе и в сельских школах, практически нет обучения в две смены. Это задача на ближайшие годы для всех регионов России.

Чувашия уже много лет является лидером по количеству победителей всероссийских олимпиад. Это заслуга учителей вашего региона, и неважно, в сельской они работают местности или городской. Сельские школы являются донорами вузов республики, и вузы тоже показывают достаточно высокий результат. По данным мониторингов, вузы Чувашской Республики практически никогда не появляются у нас в зоне риска. Это говорит о достаточно крепкой системе образования в Чувашии.  

 Григорий Лымар, начальник отдела регионального развития департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа:

- Мы приехали, чтобы посмотреть, какие успешные практики складываются во взаимодействии сельских школ. Нам есть, чем поделиться, у нас есть ряд успешных практик в округе. К примеру, это кадры для агропромышленного комплекса. В этом, по нашему мнению, и есть мощный стимул для развития села.

Проблемы в сельской местности – общие для всех регионов, и мы не исключение. Поэтому на этом съезде мы бы хотели пообщаться, найти единомышленников и поделиться своим опытом.

Я первый раз в Чувашии и рад гостеприимству этой земли.   

Сергей Рязанский, председатель Общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Герой Российской Федерации:

- В стране очень много детских организаций, которые в данный момент достаточно успешно действуют. Поэтому нам с одной стороны легко, потому что уже есть некая база, с другой стороны – сложно, потому что мы должны выстроить систему, где эти организации смогут взаимодействовать, обмениваться методиками, проходить вместе курсы повышения квалификации или переобучения. Насколько быстро – предугадать не могу, но хотелось бы, чтобы в ближайшие два-три года Российское движение школьников смогло прийти практически в каждую школу страны.

Движение в общественно-государственной форме появилось по многочисленным просьбам регионов. На мой взгляд, очень хорошо, что мы начали работать над государственной политикой воспитания ребенка: кто допущен к работе с нашими детьми, где он проходил подготовку, чем государство может помочь. Обсуждается система выдачи грантов, переобучения и повышения квалификации.

Я надеюсь, что эта форма организации приживется и будет успешно работать. Работа интересная, работа грандиозная.  

Людмила Тихонова, учительница начальных классов МБОУ «Моргаушская СОШ»:

Ялти шкулта вӗрентекенсен Пӗтӗм Раҫҫейри III съезда Чăваш енре ирттерни питӗ пӗлтерӗшлӗ тесе шутлатăп. Пирӗн республикăра ялти шкулсем питӗ нумай, вӗсене пулăшу кирлӗ. Верентӳ министрӗ Ольга Юрьевна каланă сăмахсем, уйрăмах пуçламăш пĕлÿ паракан шкулсем çинчен, мана питӗ килӗшреç. Эпӗ хам та пуçламăш шкулӗнче ӗçлетӗп. Йывăрлăхсем  чăнах та пур. Акă, тӗслӗхрен, программа кӗнекисем питӗ нумай, суйласа илме питӗ йывăр. Пуçламăш пĕлÿ паракан образовани питӗ пӗлтерӗшлӗ  - çакăнпа эпӗ министрпа килӗшетӗп.