Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации. Законодательно установлены статус, цель, задачи и форматы дополнительного образования в парадигме непрерывности.
Нормативно-правовое закрепление получила и внеурочная деятельность как обязательная составляющая образовательного процесса в школе, которая позволяет в полной мере реализовать федеральный государственный стандарт. Таким образом, получается, что дополнительное образование - это некая самостоятельная внеурочная деятельность, то есть автономная часть основного образования. Из-за этого и появилась путаница, связанная с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием. Привела к ней всего одна фраза в законе, которая устанавливает, что если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования. Но это как были два совершенно разных понятия, так они ими и остаются, потому что цели, идеология и решаемые задачи у них существенно отличаются.
Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Нормативно-правовая основа в некоторых моментах одна, так как определенные документы общего содержания регламентируют всю образовательную систему, но, несмотря на это, внеурочная деятельность и дополнительное образование совершенно не могут подменять друг друга.
К общим документам относятся: федеральный закон; указ президента; федеральная целевая программа развития. В остальном нормативно-правовые базы совершенно разные. У дополнительного образования, например, основными документами являются: концепция развития и порядок реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для внеурочной деятельности это все тексты стандартов и приказы, которые вносят в них изменения.
Нормы СанПиН, которые регламентируют условия организации обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, тоже установлены отдельно для внеурочной деятельности и дополнительного образования. Важным моментом является то, что лицензируется конкретный вид образования, а не отдельные программы. При этом подаётся пакет документов, в котором содержится весь их перечень, который будет установлен порядком лицензирования. И в него должны входить дополнительные общеобразовательные программы.
Внеурочная деятельность сама по себе не лицензируется, в отличие от дополнительного образования, потому что она является составной частью основной программы, которая устанавливается для учреждения в целом.
Содержание, целевые ориентиры и направленности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это два разных понятия, самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.
Их содержание определяют программы, но в случае дополнительного образования они работают на индивидуальный выбор и находятся за пределами федерального государственного стандарта.
А внутри находится как раз внеурочная деятельность, которая является частью основной образовательной программы. Значительно отличаются и целевые ориентиры. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей. То есть оно работает на удовлетворение интересов личности в образовании, поэтому и является дополнительным.
А внеурочная деятельность направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В этом их главное отличие. Также внеурочная деятельность и дополнительное образование различаются по направлениям развития личности (направленностям). Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности.
Для дополнительного образования это: физкультурно-спортивная, художественная, техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая и естественно- научная направленности.
Таким образом, внеурочная деятельность и дополнительное образование имеют как общие характеристики, так и отличительные особенности. На практике они очень схожи, из-за чего у педагогических работников иногда появляются определенные проблемы с идентификацией своего труда. Также вводит в заблуждение данная фраза из нормативного документа: “если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования”. Но важно понимать, что это не одно и то же. У них разная нормативно-правовая база, хоть и некоторые моменты регламентируются одними документами. Кроме того, содержание, целевые ориентиры и направленности существенно отличаются, поэтому внеурочная деятельность и дополнительное образование никак не могут подменять друг друга.