В том, что сегодняшняя школа не чета школе даже двух-трехлетней давности, убеждаешься у парадного входа Цивильской СОШ №1, где установлена система контроля и необходимо поднести свой брелок каждому учителю и ученику к считывателю на турникете, чтобы пройти в помещение. Пожалуй, и эта маленькая деталь может свидетельствовать о начинающей формироваться в российских школах цифровой среде в рамках ключевого направления нацпроекта "Образование".
Сегодня многие взрослые не знают, что будет представлять собой цифровая школа, цифровой класс, но не ученики первой школы, у них кое-какое представление об этом уже сложилось. Заместитель директора школы Галина Алексеева отмечает, что цифровой класс - это, конечно же, не только скоростной интернет, интерактивные доски, которые уже имеются в классах, не только интерактивная трибуна, установленная в актовом зале школы. В цифровом классе не должно быть бумажных учебников по 11 школьным предметам, вместо них применяются индивидуальные планшеты, на которых можно просматривать учебные материалы, видеоуроки, посещать видеоэкскурсии, пользоваться электронными библиотеками и вести электронный дневник. Цифровой класс - это мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео- и аудиоматериалы, это подключенные парты с сенсорной поверхностью, которая используется как экран и клавиатура. Цифровой класс оснащается смартфонами, виртуальными очками, специальным ПО и образовательным VR-контентом. В таком классе учитель представляет собой наставника, помогающего ребенку осваивать школьную программу в своем темпе, работать с образовательной платформой индивидуально независимо от других, при этом за ученика никто не размышляет, он сам переосмысливает всю воспринимаемую информацию.
Всего того, что описала завуч Галина Валерьяновна, сегодня в СОШ №1 еще нет, но фундамент для цифровизации заложен. С 2006 года учебное заведение подключено к интернету. Хотя скорость передачи данных составляет уже 50 Мбит/с, что лишь половина необходимой для цифровой школы скорость, отмечает завуч, однако и она позволяет проводить уроки в рамках проекта "Цифровая математика". Уроки проходят раз в неделю в кабинете информатики, где оборудовано 11 рабочих мест. Конечно, этого недостаточно для классов наполняемостью около 30 учащихся, но спасает мобильный класс, то есть тележка-сейф, позволяющая не только хранить и доставлять компьютерную интерактивную технику к месту занятий, но и быстро разворачивать беспроводную компьютерную сеть в любом учебном помещении. В школе всего семь мобильных классов, в том числе три из них для проведения уроков английского языка.
На платформе "Цифровая математика" занимаются учащиеся с 1 по 9 класс. И это не только уроки. Учащиеся участвуют на олимпиадах, конкурсах.
Детям также очень нравится онлайн-платформа "Учи.ру" (Uchi.ru) - надежный помощник учителя, уникальный всероссийский портал, позволяющий детям и родителям изучать школьные предметы, не выходя из дома, где разрабатываются курсы и методики, позволяющие детям подтянуть школьную программу. Учитель же в режиме реального времени отслеживает результаты по классу и каждого ученика отдельно с помощью удобной и подробной статистики. Такое смешанное обучение позволяет эффективно использовать преимущества как очного, так и электронного обучения и дополнять каждое из них. В перовой школе, отметим, провели несколько пилотных проектов для исследования эффективности смешанного обучения. Исследования показали, что внедрение смешанного обучения в урочную деятельность достаточно сложный процесс, отмечает Галина Алексеева, поэтому для облегчения внедрения его в школе взяли одну из самых популярных методик - ротацию станций, которую лично проверили с помощью исследований и модифицировали в проект "Цифровая школа".
В 2015 году в школе согласно национальному проекту "Образование" внедрен сервис "Электронный дневник и журнал". Замечательный сервис! Родители в любое время могут посмотреть оценки своего сына или дочери, связаться с классным руководителем и обсудить с ним актуальные вопросы воспитания. Но и по прошествии стольких лет лишь 25-30 процентов родителей пользуются такой возможностью. Видимо, считают учителя, или еще не доросли наши родители до подобного новшества или же так погружены в свои взрослые проблемы, что нет времени на нажатие нескольких кнопок на компьютере для входа в электронный дневник.
Пять лет назад в школе появился новый предмет - робототехника, превосходная база для серьезного изучения прикладных технических навыков, необходимых для будущего технаря уже сейчас. Занятия проходят в виде кружковой работы для начальных классов, элективные курсы для старших направлены на формирование личности, живущей в современном мире. Об уровне обученности учащихся школы позволяют говорить призовые места, победы на республиканских соревнованиях по работотехнике, участие в Москве на таких конкурсах.
В первой школе в настоящее время, как и раньше, при обучении пользуются бумажными книгами, электронных учебников пока нет. Но о достоинствах видеоуроков знают благодаря проекту "Российская электронная школа", который представляет собой видеоуроки с 1 по 11 класс от лучших преподавателей страны. Впрочем, ребята из первой школы, особенно те, кто прислушивается к рекомендациям учителей, еще в прошлые учебные годы пополняли знания на интерактивных уроках на ютубе. Для алчущих знаний, напомним, есть и платные порталы с видеоуроками преподавателей ведущих вузов России.
Все вышесказанное, конечно же, пока не позволит школе мигрировать в онлайн. Для этого нужен высокоскоростной интернет, современное цифровое оборудование, которое, к слову, будет поставляться в 238 школ, техникумов и колледжей Чувашии в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование". И, как утверждает и Галина Валерьяновна, миграцию в онлайн пока сдерживает и проблема слабых ИТ-компетенций довольно большого числа педагогов.