ЕГЭ, ОГЭ и ВПР – эти аббревиатуры хорошо знакомы школьникам, их родителям и педагогам, за каждой из них целая история, прошлое, настоящее и даже будущее тех, кто сейчас сидит за партами.
О том, как будут в этом году проходить экзамены и проверочные работы, о правилах подготовки и особенностях аттестационной кампании, о системе объективных оценок и мотивации рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Анзор Музаев.
Анзор Ахмедович, до окончания учебного года, а значит, и до ЕГЭ и ОГЭ осталось всего три месяца. Какой, по вашему мнению, будет эта экзаменационная кампания?
Надеюсь, что в эпидемиологическом плане она будет максимально безопасной, и ко всем волнениям, которые испытывают школьники и их родители, не добавятся переживания за здоровье участников экзаменов.
И очень важный момент: в этом году мы открываем еще одну важную страницу в истории единого государственного экзамена – его сдают ребята, которые с 1-го класса учились по новым ФГОСам. Изменения претерпели не только программы обучения, но и сами контрольные измерительные материалы. Но сразу напомню, что это изменения плановые, никаких неожиданностей ни для кого здесь нет. Все демоверсии были опубликованы заранее, все могут с ними ознакомиться. Никаких сюрпризов быть не должно, и хотелось бы, конечно, чтобы экзамен прошел в спокойной обстановке, чтобы все участники смогли продемонстрировать свои знания и дальше смогли бы продолжить обучение по выбранным направлениям.
В этом году ЕГЭ сдают одиннадцатиклассники, которые из-за событий двухлетней давности пропустили ОГЭ и не имеют опыта в сдаче экзаменов…
Да, в 2020 году ОГЭ был отменен из-за пандемии, но учебный процесс не прерывался, проводились занятия, текущие контрольные работы, всероссийские проверочные работы, эти же ребята участвовали в выборках – всероссийском исследовании по модели PISA. Серьезных спадов мы не видим, а по некоторым параметрам, таким как функциональная грамотность, результаты даже улучшились, в естественно-научном направлении ситуация немного хуже, но это объяснимо: во время дистанционного обучения невозможно было выполнять практические задания, работать в лабораториях и т. д.
Мы ориентируем школы, методические службы, институты повышения квалификации и региональные институты развития образования на работу с выявленными дефицитами, чтобы ребята восполнили все пробелы и спокойно учились и готовились к экзаменам.
Да, у нас есть определенные предположения, что в этом году средний балл на экзаменах может быть чуть ниже, чем в прошлом году, но сразу хочу сказать, что ничего трагического в этом нет. Обратите внимание, что речь идет об общей ситуации, которая касается всех школьников страны. Поэтому конкурентность результатов надо оценивать не по отношению к абсолютной величине 100 баллов, а по отношению именно к среднему баллу.
Рособрнадзор предлагает приобщиться к сдаче ЕГЭ не только детям, но и взрослым. Чем будет полезна для них эта процедура?
Да, взрослые – это самая беспокойная аудитория, и именно для нее мы ежегодно проводим акцию «ЕГЭ для родителей». Любой желающий (не только родители выпускников, но и все те, кто лично хочет посмотреть на процедуру сдачи экзамена) может принять в ней участие.
В этом году она запланирована на март, в каждом регионе будет свое расписание, его можно будет увидеть на сайтах региональных министерств и департаментов образования.
Любые взрослые – не только родители, но и все желающие – могут прийти в тренировочный пункт проведения экзаменов, там созданы все те же условия, что и во время ЕГЭ: рамки, камеры, общественные наблюдатели, сдача телефонов и т. д.
Так же, как на экзаменах, контрольные измерительные материалы распечатываются непосредственно в аудитории. Единственная разница с ЕГЭ – это количество вопросов и уменьшение времени написания работы.
Ежегодно к акции присоединяется большое количество родителей: для них важно почувствовать атмосферу экзаменов, убедиться, что ничего в этом сложного и страшного нет, успокоиться самим и поделиться наблюдениями со своими детьми.
Какие проекты реализуются для школьников в этом году?
Школьникам я посоветую обратить внимание на несколько программ. Так, например, уже работает проект, который проводит ФИПИ, – это «Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ». Наши эксперты собрали на одном ресурсе всю важную и полезную информацию, которая поможет перед экзаменами.
Особое внимание разъяснительной работе: члены предметных комиссий проводят видеоконсультации и разбирают различные задания КИМ.
В этом году мы продолжим марафон «ЕГЭ – это про100», который впервые проводился в прошлом году. Учителя, выпускники и разработчики экзаменационных материалов вместе в прямом эфире обсуждают особенности подготовки и правила выполнения заданий. В прошлом году число просмотров превысило 3 миллиона.
Уверен, что в этом году такие проекты будут также востребованы.
Вы за честный подход к ЕГЭ. И, судя по анализу ситуации на экзаменах, школьники тоже пришли к выводу, что лучше сдавать экзамены честно…
Да, количество нарушителей на ЕГЭ снижалось на протяжении нескольких лет, сейчас, как мне кажется, оно достигло определенной стабильности, своего рода плато. Порядка 800–900 учеников каждый год пытаются воспользоваться на экзамене телефонами или шпаргалками. По сравнению с тем, что ежегодно экзамен сдают порядка 700 тысяч человек, это не так много.
Интересно, что примерно 1% нарушителей – это ребята, которых уговорили взять телефон родители (как я уже говорил, это самая нестрессоустойчивая аудитория). Большая часть нарушителей – это ребята, которым завышали оценки в течение обучения, у них были определенные иллюзии о собственном уровне знаний, а ближе к экзаменам они поняли, что на самом деле самостоятельно их сдать не смогут.
Среди любителей списывать больше всего выпускников прошлых лет – не самых успешных, к сожалению. Они вместо того, чтобы готовиться к ЕГЭ, просто пытаются в очередной раз сдать нечестно.