Итоговый отчет о результатах состояния и перспектив развития системы образования в Цивильском районе в 2015 году

Итоги деятельности системы образования Цивильского района

в 2015 году

                                                     

Содержание

1.Общая характеристика муниципального образования. Цели и задачи муниципальной системы образования, их соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики Чувашской республики.

2. Доступность образования.

2.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменения

2.2. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста.

2.3. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Обеспечение равного доступа к качественному образованию.

3.1. Дошкольное образование

3.2. Общее образование

3.3. Дополнительное образование

4.Результаты деятельности системы образования

 Учебные результаты

4.1. Государственная(итоговая) аттестация выпускников 9 класса и государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ.

4.2. Внеучебные достижения обучающихся

4.3. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников

4.4. Развитие воспитательных систем

4.5. Социализация

 5. Условия обучения и эффективность использования ресурсов

5.1. Финансирование образования

5.2. Состояние и развитие материально-технической базы образовательных учреждений

5.3. Сохранение и укрепление здоровья школьников

5.4. Оснащенность компьютерной техникой. Использование современных информационных технологий.

5.5. Кадровый потенциал

5.6. Повышение квалификации работников образования, освоение новых, в т.ч. информационных технологий.

5.7. Аттестация педагогических кадров

7. Меры по развитию муниципальной системы образования.

8. Направления и задачи образовательной политики на 2016 год.

 

              Образовательная политика в Цивильском районе является частью социальной политики, ориентированной на обеспечение широкого спектра социальных эффектов:

     - обеспечение населения доступным качественным образованием, в т.ч. для особых категорий детей (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья);

           - создание условий для повышения конкурентоспособности личности;

           - сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;

           -снижение социальных рисков: безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

          - повышение социального статуса педагогов, развитие кадрового потенциала.

  2015 год стал важнымэтапом в развитии муниципальной системы образования. Благодаря реализуемым на протяжении последних лет проектам достигнут  значительный прогресс во всех отраслях образования. Основные направления развития образования в Цивильском районе осуществляются в соответствии с 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», приоритетами государственной политики Российской Федерации в области образования и задачами федеральной, региональной и муниципальной программы«Развитие образования в Цивильском районе Чувашской Республики на 2014-2020 годы». Планируемый объем финансирования Программы составляет 2031533,67 тыс. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 29034,2 тыс. рублей, из республиканского бюджета - 1382176,1 тыс. рублей, из муниципального бюджета – 450024,98, из внебюджетных источников – 178994,99 тыс. рублей.

Система образования Цивильского района представляет собой разнообразную многофункциональную сеть, состоящую из образовательных  учреждений различных типов и видов, реализующих вариативные учебные программы, позволяющие удовлетворять запросы населения. Созданная сеть  позволяет в полном объёме  удовлетворить потребности населения в образовательных услугах.

 Она включает в себя 32 образовательных учреждения, в том числе 16 общеобразовательных школ (9 – средних и 7 основных общеобразовательных школ), 12образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, 4 учреждения дополнительного образования детей. Число обучающихся в общеобразовательных школах составляет 3268, в т.ч. в средних школах – 2604, в основных –664.

 Анализ статистики показывает, что численность обучающихся в                                общеобразовательных учреждениях в последние три года остается стабильной:

2013-2014 учебный год

2014-2015  учебный годгод

2015-2016 учебный год

3247 чел.

3243 чел.

3268 чел.

 

С 1 сентября 2015 года МБОУ «Первостепановская ООШ» стало структурным подразделением МБОУ «Чурачикская СОШ».

В декабре 2015 года утверждены муниципальные задания на оказание муниципальных услуг образовательными учреждениями Цивильского района.  В муниципальных заданиях установлены требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания образовательных услуг.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в рамках программы «Доступная среда» в образовательных учреждениях  района создаются необходимые условия для обеспечения прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Цивильском районе проживают 145 детей-инвалидов, из них 11 детей посещают детские сады, в школах обучается 31 ребенок-инвалид. В области предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году продолжена реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей- инвалидов».

В Цивильской СОШ № 2, Тувсинской СОШ, Цивильской СОШ № 1,  Чиричкасинской ООШ организовано дистанционное обучение 4 детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний для получения образования с помощью дистанционных форм.Продолжается обучение педагогов дистанционного обучения учащихся на вебинарах, видеоконференциях и других педагогических форумах. МБОУ «Первомайская СОШ»  в 2015 году участвовала в реализации  проекта «Доступная среда». В школе созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - оборудованы пандусы, расширены дверные проёмы, закуплено оборудование для комнат психологической разгрузки.

В районе 11 детей-инвалидов не обучаются в  школах и 5 – не посещают дошкольное образовательное учреждение. Перед руководителями образовательных учреждений поставлена задача -  с нового учебного года зачислить их в образовательные учреждения и обучать по адаптивным программам.

Дошкольное образование

 Сфера дошкольного образования входит в число приоритетных направлений развития всей системы образования. Комплекс мер по развитию дошкольного образования района осуществляется по двум основным направлениям: повышение его качества и обеспечение доступности. Все дошкольные образовательные учреждения имеют лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

В 2015 году из всех уровней бюджета на дошкольное образование выделено 107308,6 тыс. рублей, в т. ч.  внебюджетных средств – 17401,1 тыс. рублей. Общий объем финансовых средств, поступивших в дошкольные образовательные организации, в расчете на одного воспитанника в 2015 году составляет 53 тыс. руб. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств    дошкольных образовательных организаций составляет 16,2 %.

Система дошкольного образования Цивильского района включает в себя 12 дошкольных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образованияи 13 дошкольных групп, функционирующих на базе общеобразовательных школ.

Важным показателем качественного функционирования  и доступности этой системы является охват детей его услугами. Предоставление муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования, осуществляется в электронном виде. В Цивильском районе проживают  3424 ребенка в возрасте  от 0 до  7 лет, из них дошкольным образованием охвачено 2245, что составляет 72,8 % детского населения, в т.ч.: 1951 ребенок  посещает дошкольные образовательные  организации, 279 детей - дошкольные группы при общеобразовательных организациях,  15  - группу кратковременного пребывания детей в МБДОУ «Детский сад №3 «Родничок». Увеличивается доля детей от 1 года до 7 лет,   посещающих  дошкольные образовательные учреждения (в 2012 г. - 58,6 %, в 2013 году — 72,6 %, в  2014 году – 73,3 %, в 2015 году – 72,8 %).96 детей посещают Центр досуга и раннего развития детей «Маленькая страна».

 

Количество детей в детских садах и дошкольных группах

общеобразовательных организаций

 

Количество функционирующих групп

Число мест в соответствии с СанПиН

Детей в них по списку

МБДОУ  «Детский сад № 1 «Солнышко»

3

82

92

МБДОУ «Детский сад № 2 «Палан»

6

128

177

МБДОУ  «Детский сад № 3 «Родничок»

7

170

185

МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка»

4

100

121

МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга»

6

115

180

МБДОУ «Детский сад  №6 «Сказка»

12

290

330

МБДОО "Детский сад №7 "Солнечный город"

12

290

333

МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» п. Опытный

6

131

185

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  с. Чурачики

5

109

141

МБДОУ «Детский сад «Хунав»  п. Конары

3

55

64

МБДОУ «Детский сад «Пилеш» д. II - Вурманкасы

3

70

83

МБДОУ «Детский сад «Звездочка» с. Рындино

3

55

75

Итого по детским садам

70

1595

1966

Дошкольная группа  Малоянгорчинской ООШ

1

15

25

Дошкольная группа Чиричкасинской ООШ

1

15

15

Дошкольная группа  Игорварской ООШ

1

20

20

Дошкольная группа Тувсинской СОШ

2

75

36

Дошкольная группа Таушкасинской СОШ

2

40

58

Дошкольная группа Богатыревской ООШ

1

35

25

Дошкольная группа СОШ п. Опытный

1

20

20

Дошкольная группа Михайловской ООШ

2

40

40

Дошкольная группа  Поваркасинской ООШ

1

25

25

Дошкольная группа Первостепановской ООШ

1

15

15

Итого по дошкольным группам

13

300

279

Всего

83

1895

2245

Маленькая страна (ИП)

2

20

96

 

В целях рационального использования материально-технических ресурсов проводится оптимизация сети дошкольных образовательных организаций. В 2015 году МБДОУ «Детский сад «Малыш» присоединен к МБОУ «Таушкасинская СОШ».

Для обеспечения государственных гарантий прав граждан на доступное бесплатное дошкольное образование в районе принимаются конкретные меры по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста. В сентябре 2015 года введена в эксплуатацию дошкольная группа в МБОУ «СОШ. п. Опытный». Дошкольную группу посещают 20 детей от 5 до 7 лет. На создание дошкольной группы из всех уровней бюджета выделено 2268,6 тыс. рублей в т. ч. из федерального бюджета 2,0 млн. рублей, из муниципального бюджета – 0,346 млн. рублей.

В настоящее время в очереди на устройство в детские сады зарегистрировано 532 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. За 2015 год поставлено на учет 664 ребенка, в 2014 году – 665.

Очередность детей с 3  лет ликвидирована.

Количество очередников

 

от 0 до 1 года

от 1 года до 1,5 лет

от 1,5 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 7 лет

 

256

151

125

0

0

В дошкольных учреждениях Цивильского района работают 156  педагогических работников, из них: 119 воспитателей, 12 музыкальных руководителей,  4 логопеда, 2 педагога-психолога, 3 инструктора по физической культуре.  В расчете на одного педагогического работника приходится 14,3 воспитанников.

Обслуживание  дошкольных организаций осуществляется медицинскими работниками БУ «Цивильская центральная районная больница». Количество дней, пропущенных одним  ребенком по болезни, в 2015 году составляет 6,5 (в 2014 году – 6,6)

Для эффективного наглядного сопровождения образовательной деятельности в дошкольных организациях используются 68 компьютеров, из них: для детей - 45 компьютеров, для делопроизводства –23. Все дошкольные организации Цивильского района подключены к сети Интернет, имеют постоянно обновляемые сайты. В целях обеспечения антитеррористической безопасности в 7 дошкольных организациях города установлены кнопки экстренного вызова полиции, а в 5 сельских- установлена кнопка экстренного вызова полиции через сотовую связь. Во всех дошкольных учреждениях установлены камеры видеонаблюдения и система автоматической противопожарной защиты с дублированием сигналов о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны г. Цивильск, работают по 2 ночных сторожа.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и образовательных учреждений является обеспечение полноценного питания дошкольников. 12 дошкольных организаций и 10 дошкольных групп общеобразовательных организаций организуют питание самостоятельно, все имеют пищеблоки.

-Все детские сады имеют централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение, канализацию, в исправном состоянии  холодильное оборудование и электроплиты. Питание удовлетворяет физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, организовано в соответствии с примерным цикличным меню, разработанным в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения. Стоимость питания составляет при 10 часовом режиме дня – 63,70 рублей в день, 12 часовом режиме – 77,70 рублей,  24 часовом режиме  – 78,60 рублей.

Родительская плата, взимаемая с родителей,  установлена в соответствии с постановлениями администрации Цивильского района от 19.02.2014 г. №165 «О размере  ежедневной платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных организациях   Цивильского района, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования», от 03.03.2014 г. № 204 «О внесении изменений в постановление  администрации Цивильского района от 19.02.2014 г. № 165 «О размере  ежедневной платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных организациях   Цивильского района, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования». Размер  зависит от времени пребывания ребенка в детском саду: 10 ч.– 65,00 руб. в день,  12 ч. – 79,00 руб. в день, 24 ч. – 80,00 руб. в день.

 В бюджете Цивильского района на организацию питания детей льготной категории (детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией), а также на поддержку многодетных и малоимущих семей из муниципального бюджета в 2015 году выделено 700 тыс. рублей (в 2014 г. – 686,2 тыс. рублей).  В 2015 году 300 детей были охвачены льготным питанием, из них:

 - 216 детей из многодетных семей;

 - 45 детей из малоимущих семей;

 - 17 детей с туберкулезной интоксикацией;

 - 11 детей-инвалидов;

 - 11 детей-сирот и оставшиеся без попечения родителей.

Одной из главных задач остается создание условий безопасности образовательных учреждений. Проблема эта комплексная и решается во взаимодействии с надзорными органами. В 2016 году работа по укреплению материально-технического оснащения, обеспечению комплексной безопасности муниципальных дошкольных образовательных учреждений будет продолжена.

 

Общее образование

Деятельность отдела образования и социального развития администрации Цивильского района и общеобразовательных учреждений осуществлялась в соответствии с планом работы, в целях реализации системы мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан, на получение общедоступного качественного образования, обеспечение и проведение государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Для достижения поставленных целей в системе общего образования решались следующие задачи:

1.    Обеспечение внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;

2.    Использование информационных, дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

3.    Сохранение положительной динамики средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений к уровню средней по экономике Чувашской Республике;

4.    Обеспечение современных условий образовательного процесса посредством модернизации технологического, учебного оборудования, спортивных залов;

5.    Развитие учительского потенциала, привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения через совершенствование системы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта, через развитие форм социальной поддержки молодых специалистов.

6.    Активное участие  учащихся и педагогов района в различных республиканских конкурсах и конференциях.

   С целью повышения качества образовательных услуг, удовлетворения запросов участников образовательного процесса на предоставление образовательных услуг широко использовались возможности действующей образовательной сети. Во всех школах реализовались программы предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования. В практической деятельности образовательных учреждений разработаны и используются разные модели профильного обучения. Доля школьников, обучающихся по ФГОС НОО в 2015 году составила 100 % от общей численности обучающихся на ступени начального общего образования. Все учащиеся начальных классов, а также учащиеся 5-го класса,  обучающиеся по новому стандарту, получили бесплатные учебники, соответствующие требованиям ФГОС.

 

Дополнительное образование

 

      Дополнительное образование наиболее полно обеспечивает право учащегося на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. В четырех учреждениях дополнительного образования – МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества», АУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Асамат», МБОУ ДОД «Детская школа искусств А.М.Михайлова» пос. Опытный, МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Цивильск реализовывались программы технической, спортивной, творческой и иной направленности.

Различные модели внеурочной деятельности обучающихся в районе получило развитие на базе общеобразовательных школ. С введением стандартов нового поколения закрепляется статус дополнительного образования как неотъемлемой части учебного процесса. В последние годы развивается система образовательных программ для детей младших возрастов на базе дошкольных образовательных организаций. В целом охват детей в возрасте от 5 до 18 лет всеми формами дополнительного образования  составляет около 87,4 .

Перед системой дополнительного образования  актуальными остаются задачи развития по следующим направлениям:

1.    Увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, повышение качества дополнительного образования и видов услуг технической направленности;

2.    Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья);

3.    Обновление программно-методического содержания учреждений дополнительного образования детей, развитие сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ в рамках воспитательной и образовательной деятельности в условиях реализации новых ФГОС;

4.    Создание авторских образовательных программ и расширение практики использования индивидуальных программ дополнительного образования для одаренных детей;

5.    Укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования;

6.    Совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, привлечение новых педагогов);

7.    Развитие системы мониторинга развития и качества системы дополнительного образования

 

                     Результаты деятельности системы образования

                               Учебные результаты

Одним из показателей качества образования являются результаты освоения образовательных программ, учебные достижения школьников. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-ых классов прошла в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

В 2014-2015 учебном году в школах Цивильского района обучалось 313 выпускников 9-х классов. До государственной итоговой аттестации было допущено – 311. Два девятиклассника не допущены до ГИА по неуспеваемости.

ГИА в форме ОГЭ сдавало 307 учащихся, 3 девятиклассника сдавали ГИА в форме ГВЭ (дети - инвалиды), 1 выпускница не сдавала ГИА из-за болезни (находилась на лечении).

Обязательные для сдачи ГИА – русский язык и математика, остальные предметы  - по выбору учащихся. Физику, географию, информатику, историю, английский язык, биологию девятиклассники сдали без «2» (в 2014 году было 4 «двойки» по биологии и 1-по истории). С ОГЭ по химии из 18 сдававших данный предмет не справился 1 (5,5%), в 2014 году «2» не было. ОГЭ по обществознанию оказался непосильным для 11 человек (15,1%) из 73 сдававших. В 2014 году не справились с заданиями по данному предмету также 11 человек (12%).

Обязательные предметы русский язык и математику девятиклассники сдавали в форме ОГЭ и ГВЭ (дети-инвалиды).

ОГЭ по русскому языку сдавали 307 человек. С заданиями не справилось 3 человека (1%). В 2014 году на ОГЭ по данному предмету «2» не было.

В основном учащиеся показали неплохие знания. Несколько слабее справились с заданиями учащиеся Кокшакасинской, Малоянгорчинской, Богатыревской школ.

ОГЭ  по математике также сдавало 307 человек. Качество знаний – 76,9 % (2014 год – 65,9%). В то же время 4 человека (с учетом пересдачи в резервный день) не справились  с ОГЭ по математике (1,3%), в 2014 году –11 (3,1%) учащихся получили по математике «2». Следует принять во внимание тот факт, что в основной день сдачи ОГЭ по математике 38 девятиклассников получили неудовлетворительные оценки, в т.ч. 3 уже имели «2» по русскому языку. Таким образом, к повторной сдаче ОГЭ по математике было допущено 35 учащихся. 1 ученица из Богатыревской СОШ не явилась на пересдачу без уважительной причины. Остальные 34 выпускника получили положительные оценки.

Наилучшие результаты на ОГЭ по математике показали учащиеся СОШ п. Опытный, качество знаний – 93,5%. Слабее справились с заданиями девятиклассники Кокшакасинской ООШ, Первомайской СОШ, (Малоянгорчинской ООШ, Богатыревской СОШ, Конарской СОШ.

Количество выпускников, получивших «2»

(в разрезе предметов)

Предмет ОГЭ

«2»-2015 год

«2»-2014 год

Русский язык

3 (1%)

-

Математика

4 (1,3%)

11 (3,1%)

Физика

-

-

География

-

-

Английский язык

-

-

История

-

1 (25%)

Информатика

-

-

Биология

-

4 (14,3%)

Химия

1 (5,5%)

-

Обществознание

11 (15,1%)

11 (12%)

 

Качество знаний выпускников9 классов в разрезе предметов

Предмет ОГЭ

Качество знаний – 2015 году

Качество знаний – 2014 году

Русский язык

74,3%

84,9%

Математика

76,9%

65,9%

Физика

92,6%

93,8%

География

50%

66,7%

Английский язык

100%

100%

История

33,3%

25%

Информатика

100%

100%

Биология

47,6%

21,4%

Химия

77,8%

100%

Обществознание

41%

46,2%

Качество знаний по ряду предметов снизилось по сравнению с 2014 годом, невысокое качество знаний по обществознанию, биологии, истории, географии.

Единый государственный экзамен в Цивильском районе, как и в целом по Чувашии, прошел без сбоев. В 2015 году в порядок проведения ЕГЭ были внесены некоторые изменения. В частности, математика разделена на 2 уровня: профильный и базовый. В экзамен по иностранным языкам включена устная часть. На 20 процентов было увеличено количество заданий в открытом банке данных. Допуском к ЕГЭ стало сочинение, с которым справились успешно все выпускники школ района.

По итогам учебного года 134 выпускника получили аттестаты о среднем общем образовании, из них 28-аттестаты особого образца и медали «За особые успехи в учении». Кроме того, аттестат о среднем общем образовании получил 1 выпускник 2014 года, окончивший в 2014 году школу со справкой и пересдавший математику в форме ЕГЭ в 2015 году.

4 выпускника 2015 года не смогли перешагнуть порог по математике и выпущены из школы со справкой.

В педагогических коллективах, методических объединениях проведен тщательный анализ итогов ЕГЭ 2015 года и запланирована работа по повышению качества образовательного процесса и квалификации педагогических кадров.

В 2015 году продолжалась работа по созданию условий развития системы поддержки талантливых детей. В ее основу легло формирование  комплексных подходов по поддержке дальнейшего развития одаренных учащихся в области интеллектуальной и творческой деятельности (система олимпиад, творческих испытаний, конкурсов, соревнований) и материального стимулирования.

 В районе созданы условия для поддержки и развития одаренных детей и молодежи:

- Выплачиваются ежегодные стипендии победителям и призёрам предметных олимпиад и творческих конкурсов:

- Обеспечиваются благоприятные условия для создания в районе единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;

-  Сформирован  банк данных одаренных детей и молодежи.

Разработаны целевые индикаторы:

- рост доли обучающихся образовательных учреждений, участвующих в конкурсах и олимпиадах, до  30 %;

- рост до 17 % доли обучающихся образовательных учреждений, осваивающих образовательные программы для одарённых и талантливых детей и получающих консультации в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей ведущих вузов и научных организаций;

- наличие системы работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодёжи, включая работу с победителями интеллектуальных и творческих состязаний;

- увеличение в 2016 году доли детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, в общей численности детского населения школьного возраста, до 35 %;

- увеличение в 2016 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 100 %;

-   наличие системы планирования районных конкурсов и соревнований ;

- рост числа победителей интеллектуальных и творческих состязаний на республиканском уровне

Одним из значимых эффектов стало создание творческой среды в школах, предусматривающей широкое развитие дополнительного образования, проектно-исследовательской деятельности школьников, функционирование сети предметных кружков, секций, разновозрастных научных обществ, ассоциаций учащихся, в том числе на сетевой и межведомственной основе с привлечением лабораторной базы и кадрового потенциала учреждений профессионального образования (очно-заочные школы, дистанционные курсы, факультативы).

Образовательное пространство в образовательных учреждениях формируется таким образом, чтобы создать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с интересами и способностями. При этом учебные планы образовательных учреждений нацелены на развитие интеллектуальной и творческой одаренности и базируются на единстве учебной и внеурочной деятельности. Эта среда дает возможность выстраивать  образовательную траекторию каждого школьника и обеспечивать решение психологических задач развития на каждом этапе обучения. Реализуя современные развивающие программы дошкольного образования, педагоги планируют работу с детьми дифференцированно, с учётом особенностей их развития. Особое внимание уделяется детям повышенного уровня развития. В целях организации углублённой работы с детьми с учётом их способностей, интересов и склонностей в большинстве дошкольных учреждений предлагаются дополнительные образовательные услуги разной направленности: художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного,  эколого-биологического уровня развития.

В районе создана система раннего выявления одаренных детей и талантливой молодежи Результатом работы с одаренными детьми  в дошкольных образовательных учреждениях района является их  участие в конкурсном движении различных уровней. 

 Более тысячи детей ежегодно участвуют в конкурсах: «Лыжня России», «Веселые старты», «Звонкоголосое детство», «Мы выбираем будущее» (конкурс рисунков), «Жаркое лето» (конкурс цветов), «Природа и дети  - на одной планете», «Я- исследователь».

      Проводятся различные интеллектуальные конкурсы: «Умники и умницы», «Что, где, когда?», «Клуб знатоков», интеллектуальное шоу и т. д. 

       Деятельность учащихся общеобразовательных школ  организуется с учётом особенностей и возможностей каждого, что позволяет выявлять  и сопровождать одаренных детей. В общеобразовательных учреждениях  организована предпрофильная подготовка  через элективные курсы, спецкурсы, школьные факультативы. Активную работу по профильному обучению ведут Цивильская СОШ № 1, Цивильская СОШ № 2, СОШ п. Опытный.  Учащиеся Цивильской СОШ №2 проводят экскурсии на крупные производственные площадки - АБС «Электро», ЗЭИМ, Цивильский ЗИТ, музей истории  трактора и т. д. В школе функционирует кружок «Лаборатория робототехники», который посещает более 70 учащихся 5-11 классов. В 2015-2016 учебном году в рамках внеурочной деятельности по ФГОС во 3 классе продолжает  работу  кружок «Легоробототехника».

     Инженерно-техническая и исследовательско-конструкторская деятельность, научно-техническое творчество молодежи дает возможность детям и молодежи оказаться в среде, способствующей развитию их творческих способностей, получить каждому свой личный опыт применения полученных знаний в инженерной практике.

     С целью оказания помощи обучающимся в самореализации их творческой направленности, в образовательных учреждениях организована учебно-исследовательская деятельность, проводятся интеллектуальные игры, творческие конкурсы, предметные олимпиады, научно-практические конференции. Важной формой  работы по формированию исследовательской культуры у  обучающихся в начальных классах является ежегодное проведение районного этапа конкурса «Я  – исследователь». Ежегодно увеличивается количество участников конкурса, а также   улучшается качество сопровождения  со стороны педагогов – руководителей исследовательских работ и  качество выполняемых заданий.

    Традиционным стало проведение научно-практической конференции-фестиваля творчества обучающихся «EXCELSIOR», способствующей выявлению одарённых ребят.   Результат свидетельствует о том, что в созданной образовательной среде у школьников формируются хорошие исследовательские умения.

С целью выявления и развития учащихся, проявляющих способности в различных предметных областях, формирования интеллектуального потенциала учащихся,  а также подготовки  к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году, во время осенних каникул (с 02 по 06 ноября)  организована районная очно-заочная школа для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций. В ней обучался 21 учащийся в предметной  группе «История, обществознание», 20 учащихся – в предметной группе «Биология, химия». Из них 9 учащихся стали победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по соответствующим предметам. Занятия в Школе проведены высококвалифицированными педагогами – преподавателями Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, которые разработали программу, систему контроля и проверки знаний учащихся.

Активно развивается и школьное олимпиадное движение. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2015 году прошел по 21 предмету с охватом 1214 учащихся  7-11 классов общеобразовательных школ. По количеству призовых мест лидирует Цивильская СОШ № 2 (85 призовых мест), Цивильская СОШ № 1 – 65 призовых  мест, СОШ п. Опытный – 60. Неплохо выступили учащиеся  Чурачикской СОШ – 23 места. По итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников определилось 91 победитель и 190  призеров. На региональный этап  олимпиады  подано 46 заявок.

Особенностью муниципальной системы выявления и развития одарённых и талантливых детей является создание условий для поддержки не только всех видов одарённости учащихся (академические знания, спорт, творчество, лидерские таланты и др.), но и обеспечение возможности проявить свои таланты всем детям, независимо от состояния здоровья.  В районе ведется поддержка  детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающая участие всех возрастных групп школьников указанной категории в олимпиадах и конкурсах (конкурс сочинений, стихов, рисунков, плакатов).

В целях непрерывного сопровождения, поддержки и полноценного оздоровления и отдыха одарённых детей в летние каникулы для них организованы многопрофильные лагеря. Летом 2015 года работа пришкольных лагерей организована по 9 профилям (математический, инженерный, спортивно-туристический, эколого-биологический, военно-патриотический, краеведческий, юных космонавтов, филологический и оздоровительный). 

В Цивильском районе  продолжается  целенаправленная работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. В 2015 году 47 учащихся общеобразовательных учреждений  и воспитанников учреждений дополнительного образования удостоены стипендии главы администрации Цивильского района (в 2014 г- 47 уч., 2013 г- 45 уч.), 1 учащийся - именной стипендии Главы Чувашской Республики. В 2015 году лауреатом  премии Президента РФ стала ученица 8 класса МБОУ «Цивильская СОШ им. М.В.Силантьева» Васильева Лиана – победитель республиканских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания».

        В районе функционирует детско-юношеская спортивная школа «Асамат»,которая осуществляет дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта для детей и взрослых. В ней занимаются более  750 юных спортсменов. Именно учреждения спортивной направленности являются базовой ступенькой в воспитании спортсменов, достигающих выдающихся результатов. В 2015 году учащиеся общеобразовательных школ Цвильского  района  заняли второе место в 16-ой Спартакиаде школьников на кубок Главы Чувашской Республики по 25 видам спорта.

В пришкольных лагерях в 2015 году отдохнуло 1088 детей. На организацию пришкольных лагерей в 2015 году из средств муниципального бюджета выделена сумма в размере  1 737,6 тыс. рублей, в 2014 году – 1670,8 тыс. рублей (на  66,8 тыс. рублей больше, чем в 2014 году). На организацию палаточных лагерей во время проведения военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок» и пятидневных сборов из муниципального бюджета выделены  средства в размере 435,8 тыс. рублей (в 2014 – 419,0 тыс. руб.). Как и в прошлом году был организован 1 палаточный лагерь с 17 отрядами с охватом 367 детей (в 2014г. - 370 детей).

        В соответствиии с Постановлением администрации Цивильского района от 27 марта 2013 года № 242 «Об организации отдыха детей, их оздоровление и занятость в Цивильском районе Чувашской Республики» и в тесном взаимодействии всех структур, в сферу деятельности которых входят вопросы занятости детей, ведется работа по трудоустройству  несовершеннолетних. Отдел образования и социального развития  сотрудничает по данному вопросу с Центром занятости населения. На летний период Центр занятости заключил с организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянско-фермерскими хозяйствами района 6 договоров о совместной деятельности  по созданию  временных  157 рабочих   мест. Трудоустроено 84 подростка   из СОШ п. Опытный, Первомайской СОШ, Чурачикской СОШ, Цивильской СОШ № 2. Приоритетным правом при трудоустройстве пользовались дети, нуждающиеся в социальной защите: дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, семей безработных и инвалидов, подростки, состоящие в комиссии по делам несовершеннолетних. В центре занятости населения сформирована база данных трудновоспитуемых подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Тесное сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних дает возможность привлечь к труду подростков, относящихся к «группе риска».

          Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан производилось за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также за счет средств работодателей. Из средств  республиканского бюджета в 2015 году на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан выделено 270 тыс. рублей, из местного бюджета – 110 тыс. рублей. Заработная плата выплачивалась не ниже минимального размера оплаты труда согласно отработанному времени. Кроме того, Центр занятости оказывала материальную поддержку в период работы в размере 1275 рублей в месяц также согласно отработанному времени.

          Школьники  работали  в Цивильской СОШ № 2,  СОШ п. Опытный, Чурачикской СОШ, Первомайской СОШ, МУП «ДОЛ «Звездный», ООО «Мой дом», КФК «Михайлов М.В.», Цивильском РАЙПО, ИП Беляева С.П.

В 2015 году сохранилась позитивная динамика устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Всего в 2015 году выявлено 11 детей, нуждающихся в устройстве и все устроены в семьи опекунов и попечителей. В настоящее время на учете состоят 129 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 99,2 % воспитываются в замещающих семьях.

Работа отдела образования и социального развития администрации Цивильского района по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена на повышение эффективности правовой защиты детей  и подростков, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, профилактики наркомании, снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних, сокращения числа совершаемых ими противоправных действий.

В образовательных учреждениях созданы и работают Советы по профилактике правонарушений, где рассматриваются предварительные итоги успеваемости и посещаемости, отчеты классных руководителей о проделанной работе с учащимися «группы риска», организация летнего труда и отдыха, отчет общественного инспектора по охране прав детства и др.

В рамках межведомственного взаимодействия в городском и сельских поселениях Цивильского района всеми субъектами профилактики ежемесячно проводятся рейдовые мероприятия. В 2015 году проведены антиалкогольные рейды по торговым точкам в целях выявления фактов нарушения продажи алкогольной продукции (образовательные учреждения - 199, сельские поселения – 189, КДН - 5) и 386 – по местам массового скопления молодежи (образовательные учреждения - 209, сельские поселения – 172, КДН-5).

На конец 2015 г. на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Цивильского районасостояло 40 несовершеннолетних. Из них студентов – 15, учащихся школ21, не работающих и не занятых учебой  - 4.

В  2015 году на учет поставлено 25 несовершеннолетних(АППГ – 22). Снято с учета 21 несовершеннолетний (АППГ – 14):

- по достижении совершеннолетия – 10 (АППГ- 7),

- с исправлением – 8 (АППГ- 5),

- по другим причинам 3(в связи с переездом – 2, в связи с осуждением и помещением в воспитательную колонию – 1) (АППГ- 2).

Комиссией в 2015 году  рассмотрено 127 административных материалов, из них  33 – в отношении несовершеннолетних. По результатам рассмотрения 21 несовершеннолетний привлечен к административной ответственности в виде штрафа, 10 несовершеннолетним вынесено предупреждение, в отношении 2 несовершеннолетних производство прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.Для 3 несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии, организовано посещение  ФКУ ЛИУ-7, где с ними проведена профилактическая беседа с сотрудниками о последствиях употребления ПАВ.

В рамках операции «Условник» сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции совместно с сотрудниками МО МВДО «России «Цивильский, членами КДН и ЗП проводились рейдовые мероприятия в ночное время суток по месту жительства несовершеннолетних.

В  2015 году, благодаря слаженной работе субъектов профилактики достигнуто  снижение количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними с 25 до 13 преступлений (уменьшение на 48 %).

Условия обучения и эффективность использования ресурсов

На достижение стратегической цели в области образования, реализацию основных целей и задач системы образования выделяются бюджетные средства. Расходы на образование в консолидированном бюджете Цивильского района  в 2015 году превысили расходы 2014 года на 16 %. В  общем объеме консолидированного бюджета доля расходов на образование в 2015 году составила 54 %. Указанный удельный вес отрасли в общей сумме расходов консолидированного бюджета один из самых высоких. В структуре расходов отрасли в 2015 году на общее образование направлено - 179 млн. 597,4 (59%), на дошкольное образование  - 86 млн. 419 тыс. 800 руб. (29 %).

На подготовку к новому учебному году общеобразовательных организаций Цивильского района из бюджетов  всех уровней выделено: 5833,73 тыс. руб. Были произведены следующие работы:

       -во всех 16 школах текущий ремонт зданий, косметический  ремонт классных помещений, спортивных залов, пищеблоков на сумму  346,2 тыс. руб.;

      - ремонт системы отопления на сумму 6,9 тыс. руб.;

      - замена деревянных оконных блоков на сумму 60,000 тыс. руб.;

     -  в 5 школах ремонт и замена электропроводки на сумму 663,152 тыс. руб.;

     - в 12 школах зарядка и приобретение огнетушителей и огнезащитная обработка конструкций   на сумму 291,14  тыс. руб.;                      

    - ремонт системы водоснабжения на сумму 48,6 тыс. руб.;

    - закуплено оборудование и мебель на сумму 295,0 тыс. руб.

       В Первомайской СОШ был проведен капитальный ремонт в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В школе отремонтированы  входы в здания начальной и старшей школы, туалет, сенсорная комната, учебный кабинет, установлены  пандусы.  Из федерального бюджета выделено 486,390 тыс. руб. На закупку специализированного оборудования для детей с нарушениями речи для организации коррекционно-реабилитационного процесса из федерального бюджета было выделено 846434,58 руб.

        В СОШ п. Опытный в рамках программы «Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом» проведен капитальный ремонт спортивного зала.  Отремонтирован  потолок спортзала, заменены окна на стеклопакеты, пол, электропроводка, отштукатурены стены, закуплено спортивное оборудование. Стоимость по контракту из федерального бюджета составляет 1180,0 тыс. руб.

       В Чиричкасинской  ООШ в рамках  программы по комплексной компактной застройке сельских  поселений проведен капитальный ремонт системы  электроснабжения, классных помещений, водоснабжения в Чиричкасинской ООШ. На данные цели из республиканского бюджета выделено 855,0 тыс. руб., из местного бюджета выделено 213,8 руб.

       В рамках реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в Чувашской Республике проведен капитальный ремонт помещения для создания дошкольной группы в СОШ п. Опытный.  Из федерального бюджета выделено 2000,0 тыс. руб.

12 школ (75 % от общего количества школ), нуждающиеся в перевозке учащихся, обеспечены автобусами. Перевозку 610  учащихся осуществляют 16 школьных автобусов из 96 населенных пунктов. Все 16 школьных автобусов оснащены контрольными устройствами – тахографами и аппаратурой спутниковой навигации «ГЛОНАСС». В 2015 году для МБОУ «Чурачикская СОШ», МБОУ «Малоянгорчинская ООШ»,  МБОУ «Тувсинская СОШ» получено 3 новых автобуса.

В соответствии  Законом Чувашской Республики от  "Об образовании в Чувашской Республике», статья 13«Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями» с 2013 годавсе учащиеся обеспечиваются учебной литературой бесплатно.

Выбор школьных учебников в образовательных учреждениях Цивильского района осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В каждом общеобразовательном учреждении имеются перечни учебно-методического комплекта, утвержденные руководителем на текущий учебный год. Сроки эксплуатации учебников определяются требованиями СанПиН.

Введение новых стандартов основной школы предусматривает обновление библиотечных фондов учебной литературы, поэтому приоритетным направлением являлось приобретение учебников для 5-го класса основной школы. В соответствии с реализацией плана действий по введению ФГОС ООО в общеобразовательных организациях ведется планомерная работа по приобретению учебников. За счет средств республиканского бюджета для учащихся 5 классов поступил 1681 учебник на общую сумму 616161,05 рублей.

Общая сумма бюджетных средств, выделенных на  оснащение библиотечного фонда,  составляет  742305 руб.

Бюджетные средства, выделенные на оснащение библиотечного фонда в 2015 году

    п/п

Наименование образовательного учреждения

Всего, шт.

Всего, руб.

1

Цивильская СОШ №1

622

201157

2

Цивильская СОШ №2

538

210624

3

Богатыревская СОШ

50

12445

4

Конарская СОШ

58

19748

5

СОШ п. Опытный

241

66124

6

Первомайская СОШ

87

27447

7

Таушкасинская СОШ

69

24323

8

Тувсинская СОШ

71

15840

9

Чурачикская СОШ

126

46650

10

Булдеевская СОШ

43

18894

11

Игорварская ООШ

17

13094

12

Кокшакасинская ООШ

56

12659

13

Малоянгорчинская ООШ

211

17254

14

Михайловская ООШ

126

21719

15

Поваркасинская ООШ

24

10682

16

Первостепановская ООШ

9

2409

17

Чиричкасинская ООШ

29

21233

Итого:

2377

742305

Образовательными организациями на приобретение учебников по статье «Учебные расходы» направлено 670851,72 руб. Все поступившие в общеобразовательные учреждения учебники поставлены на учет в бухгалтерии, занесены в школьный фонд учебников и суммарную книгу учета школьных библиотек.

                В общеобразовательных учреждениях Цивильского района имеется всего 640 персональных компьютеров, из них используются в учебных целях 558, в 2015 году приобретено 12 компьютеров. Число компьютеров,  имеющих доступ к сети Интернет и используемые в учебных целях – 448. Число компьютеров в расчете на 100 учащихся– 17,07, имеющих доступ к Интернету- 13,7. 31,2 % общеобразовательных организаций  имеют  скорость подключения к сети Интернет выше 1 Мбит/с. Все школы района имеют  Интернет-сайты в соответствии с требованиями 83-ФЗ, через которые напрямую информируют общественность о своей деятельности.  Педагоги активно используют в своей работе информационные технологии. Создание школьной базы электронных образовательных ресурсов позволяет использовать их на уроках, применять презентации по предметам, проводить интегрированные уроки с использованием электронных носителей и мультимедийной техники, проводить индивидуальное тестирование учащихся с использованием компьютерной техники для обработки  результатов. В 100 % общеобразовательных организаций используются программные комплексы «Электронный журнал», «Электронный дневник»

Приоритетными для муниципальной системы образования остаются вопросы сохранения здоровья школьников – сбалансированное питание, горячее питание, медицинское обслуживание, реализация профилактических программ, формирование у учащихся компетенций здоровьеформирующего характера, навыков здорового образа жизни.

         Все общеобразовательные школы и дошкольные организации имеют лицензии на медицинские кабинеты. Ежегодно проводится углубленный медосмотр детей. В каждой школе имеются аналитические данные по состоянию здоровья и заболеваемости. Приняты меры к увеличению двигательной активности учащихся. Все школы работают по 3-х часовой программе по физкультуре. Успешно реализуется проект обучения школьников плаванию в МОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа» и проект «Танцующая школа».

Охват горячим питанием составляет 99,78% (3261 учащийся 1-11 классов из 3268), в том числе:  учащиеся 1-4 классов – 1417 (99,64%), учащиеся 5-11 классов – 1844 из 1846 (99,89%). Не питаются 7 учащихся, для которых образовательный процесс организован на дому, в т.ч. в форме дистанционного обучения.

Двухразовое питание (завтрак, обед) организовано в 16 школах. На поставляемые продукты имеются сертификаты качества, ветеринарные заключения, результаты лабораторных  анализов, разработаны программы производственного контроля.

Средняя стоимость питания  в текущем учебном году составляет: обед – 34,26 рублей (в школах города и в школах поселкового типа – 39 рублей). Стоимость завтраков в среднем составляет 11 рублей. Финансирование школьных обедов и завтраков в основном осуществляется за счет родительских взносов. В текущем учебном году взнос на питание за месяц составили 335,1 тыс. рублей. Годовая сумма родительской платы за питание детей составила 3015,4 тыс. рублей.

Удешевление школьных обедов и завтраков в ряде сельских школ  происходит за счет реализации продукции с пришкольных участков.  В 2015 году с пришкольных участков общеобразовательных организаций собрано свыше 11552 кг. овощей.

Постановлением администрации района от 25 января 2013 года №53 утверждено Положение об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях района, одним из направлений которого является  организация питания на платной и льготной основах.

Все школы имеют утвержденное  цикличное меню, разработанное в соответствии с требованиями СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Муниципальный конкурс по определению поставщиков не проводится, организована котировочная комиссия. Руководители школ взаимодействуют с поставщиками на договорной основе. Продукты закупаются малыми партиями на сумму до 50 до 100 тыс. рублей.

Администрация района ежемесячно проводит мониторинг закупочных цен на социально-значимые продукты питания учреждениями образования района. Данные мониторинга представляются в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. В течение января – декабря 2015 г. превышение закупочных цен от рекомендованных Минэкономразвития не выявлено.

В штате школьных столовых 26 поваров и 16 кухонных работников. Санминимум проходят регулярно 1 раз в два года. Из 26 поваров прошли курсы повышения квалификации на базе АУ СПО «Чебоксарский техникум питания и коммерции» Минобразования Чувашии  24.

В 2015 году Цивильская школа №1 включен в  республиканский проект «Содействие формированию культуры здорового питания школьников «Путь к здоровью через правильное питание». Проект направлен на содействие продвижению приоритетов здорового образа жизни среди школьников, родителей в части формирования культуры здорового питания, профилактики заболеваний, вызванных неправильным питанием. В проекте предусматривается информирование детей и их родителей о принципах здорового питания, проведение информационных, медийных, массовых акций в поддержку здорового образа жизни и культуры здорового питания, комплекса мероприятий, в том числе общественного мониторинга и контроля, позволяющих повысить полноту и качество школьного питания.

Со стороны отдела образования ведется контроль за работой образовательных учреждений по организации школьного питания, организуются выездные плановые проверки с привлечением работников ТОУ Роспотребнадзора. Итоги проверок рассматриваются на совещаниях руководителей школ.

Объем средств, направленных на проведение ремонтно-строительных работ в пищеблоках школьных столовых,в 2015 году составило 666,7 тыс. рублей. Объем средств, направленных на организацию горячего питания обучающихся  в 2015 году составляет 4055,4 тыс. рублей. В том числе в  рамках муниципальной программы «Развитие образования в Цивильском районе Чувашской Республики» на 2014-2020 годы» Собранием  депутатов Цивильского района от 28 ноября 2014 года №38-01 «О бюджете Цивильского района Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»  было принято решение о выделении целевых финансовых средств из бюджета района на организацию льготного питания в общеобразовательных организациях Цивильского района в размере 1040,0 тыс. рублей.

Все 16 школ района организуют питание самостоятельно, все имеют пищеблоки, 9 из которых имеют  полный набор помещений для работы на сырье в соответствии с требованиями СанПин 2.4.5.2409-08 и 8 пищеблоков – с набором помещений для работы на полуфабрикатах высокой готовности. В то же время все они работают на сырье.  

Из 16 школьных столовых 100% имеют централизованное  хозяйственно-питьевое водоснабжение, канализацию, 11,8% - центральное горячее водоснабжение, 88,24 % - автономное горячее водоснабжение, 100 % - холодильное оборудование, электроплиты. Во всех производственных помещениях установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды, при обеденных залах установлены умывальники и электрополотенца. Посудомоечные машины установлены в 2 школах (в рамках модернизации пищеблоков). Все пищеблоки имеют естественное и искусственное освещение. Складские помещения по группам продуктов имеются во всех школах.

                                                     Кадровый потенциал

Важнейшим ресурсом системы образования является ее кадровый потенциал. Новая школа требует и новых учителей, владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития обучающихся, способных помочь детям стать творческими, самостоятельными. Ведущим направлением развития муниципальной системы образования является повышение профессионального уровня педагогов и формирование нового поколения учителей, отвечающего запросам современной жизни.

Свидетельством роста профессионального уровня педагогов является ежегодная аттестация. Высшую категорию  имеют  68 педагогических работников  общеобразовательных организаций из 327 (20,8 %), первую категорию – 192 (58,7 %). В учреждениях дополнительного образования работают  5 педагогических работников из 42 с высшей категорией, 15 – с первой категорией.

Средний возраст педагогов -  45 лет. В последние годы работа с кадровым ресурсом отрасли образования в районе направлена на привлечение в сферу образования нового поколения педагогов. За последние 3 года приступили к работе по специальности  21 педагог  (13 воспитателей, 8 учителей).Недостаточный приток молодых педагогических кадров в систему общего образования является основной проблемой в кадровом обеспечении.

Доля учителей, имеющих стаж работы до 2 лет составляет  – 2,8 % (по республике – 4,01%), доля учителей в возрасте до 35 лет – 11,79 % (по республике – 15,37%), доля учителей пенсионного возраста — 12,31% (по республике – 15,86%).

Серьезное внимание уделяется  индивидуальной траектории профессионального роста и личностного развития каждого педагога и руководителя образовательного учреждения. Формы обучения педагогических работников различны: курсы длительного обучения, краткосрочные курсы, дистанционное обучение. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района в году осуществлялось на базе АУ «Чувашский республиканский институт образования».

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и подготовке перехода на ФГОС ООО особое внимание уделяется обучению учителей и руководителей ОУ по данному направлению. За 2014 -2015 учебный год повысили квалификацию по ФГОС 119 учителей, что составляет 39% от общего количества педагогических работников в школах. Курсы ПК по ФГОС  ДОУ прошли 156 педагогических работников в системе дошкольного образования, что составляет 100 %. В течение 2014-2015 учебного года  курсы повышения квалификации прошли 119 педагогов   общеобразовательных учреждений и 156 педагогических работников системы дошкольного образования.

Участие в конкурсах профессионального мастерства так же нацелено на повышение профессиональной компетентности педагогов; происходит публичное признание вклада педагогов-новаторов в развитие образования, формирование  позитивного имиджа, повышение профессионального статуса педагогов.

В целях выявления, поддержки и поощрения, творчески работающих педагогов и повышение престижа труда учителя и воспитателя,     распространения их опыта работы ежегодно проводятся профессиональные конкурсы «Воспитатель года» и «Учитель года».  В 2015 году 8 педагогических работников образовательных организаций стали обладателями гранта Главы администрации Цивильского района: Трофимова Ираида Константиновна – учитель математики и информатики МБОУ «Игорварская ООШ им. Г.С.     Емельяновой», Яковлева Марина Сергеевна – учитель информатики МБОУ «Цивильская СОШ №1 им. М.В.Силантьева», Доментьева Зоя Геннадьевна – учитель математики МБОУ «Цивильская СОШ №2»,  Ершова Галина Михайловна – учитель культуры родного края МБОУ «Таушкасинская СОШ», Борисова Татьяна Леонидовна – учитель хореографии МБОУ «СОШ п.Опытный»,  Никифорова Екатерина Валерьяновна – преподаватель МБОУ ДОД «Цивильская детская школа искусств», Кузьмина Екатерина Владимировна –  воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка», Григорьева Таисия Георгиевна – музыкальный руководитель МБДОУ «Хунав».

С целью обеспечения позитивного имиджа и высокого уровня социального доверия к системе образования, роста общественной значимости педагогического сообщества осуществляется публикация материалов в средствах массовой информации, на официальном сайте отдела образования и социального развития администрации Цивильского района и сайтах образовательных учреждений.

 

  Направления и задачи образовательной политики на 2016 год

        Исходя из анализа состояния и развития системы образования района в 2015 году определены приоритеты образовательной политики на 2016 год:

1.    Увеличение доли школ, в которых обучающимся предоставлены все основные виды современных  условий обучения, обеспечение равных условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, снижение доли школьников с низкими образовательными результатами и повышение удовлетворенности населения услугами образования;

2.    Развитие системы поддержки талантливых детей, повышение уровня учебных и внеучебных достижений школьников;

3.    Развитие информационной образовательной среды образовательного учреждения, широкое внедрение программ дистанционного обучения;

4.    Развитие муниципальной системы оценки качества образования

5.    Доведение показателя численности обучающихся и педагогических работников в системе общего образования не ниже республиканского – 12,1

6.    Доведение показателя численности воспитанников и педагогических работников в системе дошкольного образования с 13,2 до 13,9.  

7.    Доведение удельного веса численности учителей в возрасте до 35 лет не ниже 16,5 %.

8.      Выполнение Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отрасли образования Цивильского района, направленные на повышение ее эффективности»

9.      Учет и зачисление детей-инвалидов в образовательные организации.

 

Основные мероприятия по развитию системы дошкольного образования:

1.    Формирование инфраструктуры услуг по сопровождению раннего развития детей, включая широкую информационную поддержку семей;

2.    Развитие вариативных форм дошкольного образования;

3.    Открытие дошкольных групп в общеобразовательных школах;

 

Основные мероприятия по развитию системы общего образования:

 

1.    Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

2.    Внедрение ФГОС основного общего образования;

3.    Формирование и реализация механизма обновления содержания и технологий образования

4.    Реализация программ укрепления здоровья школьников, формирования здорового образа жизни.

5.    Развитие системы поддержки педагогических работников, эффективно реализующих внеурочную деятельность с детьми из социально неблагополучных семей и профилактическую работу с их родителями.

 

Основные мероприятия по развитию системы дополнительного образования:

1.    Распространение современных моделей успешной социализации детей;

2.    Реализация комплекса мер по эффективному использованию потенциала каникулярного  времени для образования и социализации детей;

3.      Изменение направления деятельности системы дополнительного образования (открытие кружков робототехники, технической направленности, военно-патриотического воспитания).